Говорят, что вредно ездить на слишком низких оборотах. Другие говорят, что наоборот вредно в красную зону стрелку тахометра загонять. А еще говорят, что кур доят, но ведь мы же знаем, что это не правда…
Как же найти золотую середину, чтобы двигатель служил долго и надежно? У меня сложилось определенное мнение по этому вопросу. Давайте проверим, не совпадет ли оно с вашим…
По опыту могу сказать, что кататься на холостых оборотах не стоит, особенно когда речь идет о бензиновых двигателях. Под «холостыми» я понимаю обороты в диапазоне чуть выше тысячи в минуту и где-то примерно до 1400 об/мин.
У дизелей свои особенности и они могут и даже должны эффективно работать на более низких оборотах, но для бензиновых двигателей такие режимы — не лучший выбор. Слишком низкие обороты не позволят быстро разогнаться, а ведь иногда это бывает критически важно в рамках дорожной ситуации: резко нужно обогнать, перестроиться – разные ситуации бывают.
Высокий расход спокойно может организоваться и на малых оборотах
К тому же, при малых оборотах масляный насос не создает достаточного давления, что негативно сказывается на смазке движущихся частей. Не забываем и про такой неприятный фактор, как образование нагара в камере сгорания, который чаще всего появляется именно при недостаточном числе оборотов. Короче говоря, чересчур педантичное отношение к двигателю не принесет пользы…
Считаю, что двигатель начинает работать в более комфортных для себя условиях на оборотах от 1500 и выше. Для длительных поездок по шоссе оптимально держать обороты примерно на уровне около 2000 об/мин. Это обеспечит адекватную смазку и не создаст чрезмерной нагрузки.
Именно на таких оборотах двигатель работает стабильно, не допуская перегрева даже при неидеальной системе охлаждения. Особо резвого отклика на кикдаун при двух тысячах не будет, но для спокойного размеренного движения это и не нужно: комфортный, спокойный, экономичный режим.
Затем наступает фаза, когда двигатель выходит на пик крутящего момента. У турбированных двигателей это происходит примерно на 2500 оборотах, а у атмосферников — с 3.5 тысяч.
Именно в этом диапазоне мотор обеспечивает максимальное ускорение при кикдауне. Вот почему турбированные двигатели часто считаются более экономичными — им не нужно раскручиваться до высоких оборотов для быстрого ускорения. Там, где атмосферник будет думать десять секунд, как же ему поднять обороты, турбированный мотор разберется минимум вдвое быстрее. Цифры взяты с потолка, но, думаю, мысль мы уловили.
В повседневной езде нет смысла держать обороты выше нижнего предела зоны максимального крутящего момента. Конечно, при необходимости обогнать или перестроиться можно разок-другой выжать из двигателя все соки, временно выходя на максимальные обороты. Но такие «форсажи» не должны становиться привычкой, иначе с каждым таким упражнение капиталка будет становиться все ближе и ближе.
Если система охлаждения в норме и нет риска перегрева, то постоянная езда на высоких оборотах сократит жизнь двигателя примерно на 20-25%. То есть, если бы двигатель мог пройти 200.000 км до капитального ремонта, то при постоянной эксплуатации на максимальных оборотах его «пробег» уменьшится до 150.000 км. Не сказать, что критично, но все же неприятно…
Поэтому, как и во многих других аспектах жизни, золотая середина — это ключ к успеху (очень скучная истина, зато работает исправно). Езда на оборотах в районе 2-3 тысяч в минуту, с периодическими «очистками» камеры от нагара на высоких оборотах, будет оптимальным решением. А на каких оборотах двигателя ездите вы? Встретимся на дебатах в комментариях…