Надо же такому случиться, нужно ехать сдавать экзамены в институт, а Даша заболела. Она с детства мечтала поступить в педагогический, хотелось выучиться и работать с детьми, но к вступительным экзаменам слегла. Лежала в больнице под капельницами.
Выписали из больницы, когда уже экзамены закончились, так и осталась Даша дома. И чтобы не сидеть на шее у матери, решила искать работу, а поступать на следующий год, с мечтой не расставалась.
В газете прочитала объявление, что в районе нужны в школы работники на группы продленного дня. Она сразу же не задумываясь подала документы и получила место в школе, аттестат у неё был почти отличный всего с двумя четверками. Школа, куда её направили, находилась в большом селе, от дома далековато, совсем в другой стороне. Обрадовалась, когда ей дали небольшую отдельную комнатку в общежитии, где жили молодые учителя.
— Ну вот и самостоятельная жизнь. Мне хочется работать, идей, как разнообразить работу с детишками у меня полным-полно, просто бьют ключом.
За работу взялась с удовольствием и энергией. Дети полюбили молоденькую Дарью Сергеевну. С местной молодежью быстро сдружилась, ходила в клуб на репетиции, пела в хоре и с концертами ездили по районам. Ходила в кино, здесь и познакомилась с местным парнем Костей. Стали встречаться, но весной Костя вдруг собрался уезжать в город, и они расстались.
Даше нравилось работать с детьми, и решила она поступать в пединститут заочно, продолжая работать. В этом селе ей тоже нравилось, все здесь есть. Школа новая, больница, магазины и даже дорога асфальтированная, не захотелось ей уезжать. Да и работала, получала деньги, очень нравилась ей эта самостоятельная жизнь.
Поступила заочно в институт. Как раз в этот год в село вернулся молодой специалист-механик после сельскохозяйственного института Павел — местный, приехал один, хоть и ждали его родители с невестой.
— Ну что там у тебя с твоей Ирой? Ты же обещал с ней приехать? – спрашивала мать у Павла.
— Не срослось мам, не захотела Ира ехать в село, а я не захотел оставаться в городе, вот и причина. Да и родители Ирки нашептывали ей, что не пара ей сельский парень, когда дочь выучилась на врача. Так и сказала её мать, что такому специалисту, каким станет Ирка в будущем – я не подхожу.
— Ну и ладно сынок, что Бог не делает, все к лучшему. Найдешь здесь нашу девушку, местную.
Как-то пришел в клуб Павел и заприметил Дашу. Он даже удивился, почему её не знает, но ему друзья объяснили, что она приезжая.
— Даша в школе работает учительницей продленки и заочно поступила в институт, — рассказали ему о девушке.
А она ему очень понравилась, симпатичная и видно, что скромная, но общительная, все её знают и она тоже. Познакомились, и в этот вечер Павел прошел провожать Дашу. Встречались, гуляли, мать его даже одобрила выбор сына. А вскоре он сделал предложение Даше, она согласилась.
Сама себе удивлялась:
— Мы с Пашкой знакомы-то всего ничего, а уже согласилась замуж. Не ожидала я сама от себя. Толком и не узнала его, правда девчонки говорят, что он серьезный.
Назначили дату свадьбы, расписались, погуляли и началась семейная жизнь. Жить стали у родителей Павла. Все-таки маленькая комнатушка в общежитии. Первое время они также вместе ходили в клуб, на репетиции, на молодежные посиделки, пока она не бросала пение в хоре, но как только собралась поехать с хором в соседний район, Павел её не отпустил.
— Ты теперь замужняя женщина, и не будешь без меня ездить куда попало. Твое место дома, рядом с мужем, тем более ждешь ребенка.
Даша расстроилась, вот и закончилась её свободная жизнь. Родилась дочка Катенька, материнские обязанности занимали все время, дочка росла спокойной. Но зато муж стал частенько приходить домой навеселе. Жену ревновал ко всем подряд, никуда не выпускал. Свекровь тоже поддерживала сына. Жизнь взаперти стала невыносима. У Даши еще были сессии, она ездила сдавала зачеты, а когда приезжала, получала по полной, скандалы, ревность и даже пару раз замахнулся муж на неё.
Катеньке исполнилось три года, отдала в садик, хоть свекровь не работала. Но Даше так было спокойней, чтобы не упрекали, потому что она вышла на работу. Жизнь стала веселей среди людей, она частенько заходила в библиотеку к подруге, общались, даже свою душу ей изливала Даша, потом стала вновь ходить на репетиции, муж также скандалили.
— Какая разница, что дома сидела, что сейчас работаю и общаюсь, Павел все равно постоянно скандалит. Его проблемы, пусть скандалит, а я свое дело буду делать. И институт закончу, и петь в хоре буду.
После того как окончила институт, получила диплом, стала работать преподавателем русского языка и литературы. В школе она была активна, а потом её избрали депутатом сельского совета. Тогда уж Павел закатывал грандиозные скандалы, когда она уходила на заседания. Правда здесь уже свекровь заступалась за невестку:
— Прекрати Павел, жена твоя не на гулянки бегает, а ходит на заседания в сельсовет, она уважаемая женщина. А ты скандалишь.
— Дома я депутат, а она моя жена и должна меня слушать, — кричал Павел, но жена все равно уходила.
У Дарьи тоже выработался свой характер, и делала все по-своему, как положено. Она не компрометировала себя, наоборот её уважали, как учительницу, и как депутата. Муж в душе завидовал, что жену уважают, а он все больше скатывался на дно.
Однажды Павел устроил скандал жене прямо на улице, теперь уже все услышали, как он может скандалить и ругаться. Одно дело дома, там никто не слышал, а посередине улице, это другое.
Дарья пришла домой, стала потихоньку собирать вещи. Написала в школе заявление на увольнение, забрала документы дочери из школы, она училась уже в шестом классе. Её подруга-библиотекарь дала ей адрес своей сестры в Саратовской области, туда и собралась Дарья.
Когда Павел был на работе, уехала Дарья с дочкой, свекрови сказала:
— На тебя зла не держу, но с Пашкой жить больше не хочу. Только позорит меня и дочку.
— Скажи хоть куда поедешь-то? Приезжайте с Катькой, я скучать буду, — говорила свекровь, и даже заплакала, обняв Дашу.
— Ага, я тебе скажу, а ты сыну скажешь, не хочу я с ним общаться. Лучше приедем сами с Катей к тебе, ты все –таки бабушка родная.
Дарья с дочкой уехали в небольшой город в Саратовской области. Устроилась в школу, ей дали квартиру, правда служебную для учителей. Работу свою Дарья Сергеевна любила, этот необыкновенный школьный шум и гам, учеников всех любила, они тоже относились к ней уважительно. Так и жила с дочкой, Катя уже окончила десять классов и приехали в отпуск к свекрови в село.
— Катюша, какая же ты стала взрослая и красивая, — не могла наглядеться бабушка на внучку, — ну красавица, ох и быстро нынче взрослеют девки. Что же ты на следующий год школу закончишь и куда потом?
— Как куда? В педагогический, я как мама. Тоже хочу преподавать, — отвечала Катя, она давно мечтала об этом.
— А Пашка-то мой в районе живет с женщиной, у неё двое ребят. Я ведь с ним воевала и добилась, возила его к врачу, бросил он пить. Жалеет, что через свою пьянку тебя потерял с дочкой. Так и сказал, что больше не будет пить. Завел хозяйство, купил машину. С Леной живут, правда категорически не хочет, чтобы её дети его папой называли. Сказал, что у него есть дочь, только она его называет папой. Скучает он по вам.
Поговорив немного, накормив гостей, свекровь вдруг спросила:
— А ты замуж-то не вышла?
— Нет, не хочу, да и не попался такой человек, а за абы кого – не хочу. Да и дочка взрослая, не хочу чужого мужика в дом, – спокойно ответила Даша, а свекровь уважительно и радостно на неё посмотрела. – А может позвоню Пашке-то, пусть приедет, хоть с дочкой повидается. На машине быстро примчится.
Дарья вначале решительно пресекла этот разговор, но дочка сказала:
— Мама, ну я хочу увидеться с папой, пусть приедет. Если ты не хочешь с ним общаться, твое дело. А я хочу, я соскучилась.
Свекровь тут же набрала номер сына и сообщила, что приехала Дарья с дочкой. Он был на работе, но тут же отпросился и через час уже был у матери.
— Дашаааа, как же я соскучился, Катенька, ты моя хорошая. Какая же ты взрослая и красавица. Он обнимал их сразу двумя руками и не выпускал. Даша чувствовала, что у него навернулись слезы, он не отпускает руки, потому что не хочет их показать.
Весь вечер сидели во дворе, разговаривали. Павел не спускал глаз ни с бывшей жены, ни с дочки.
— Даша, а ты ведь не подала на развод, а я тем более. Я и не хочу совсем этого. У меня только вы мои родные. А там я живу, потому что должен же мужчина жить с женщиной. Даша, ты только скажи, если ты простила меня, давай снова жить вместе. Я тебя никогда не забывал.
— Паш, ну а как же та женщина? Мне её тоже жалко, ведь она не виновата, что живешь с ней и не любишь её, – говорила Даша.
— А она знает, я ей сразу об этом сказал, что для меня любимая только одна женщина, это ты – моя жена. Прошу тебя подумай. Дай мне еще шанс, обещаю, мы будем счастливы.
— Мы через три дня уезжаем, дочке нужно школу закончить и поступить в институт.
— Ну и что, а я поеду с вами, а потом если хочешь сюда вернемся.
— Паш, а ведь говорят, что в одну реку нельзя войти дважды, а ты меня просто затягиваешь туда.
— Даша, обещаю никогда не обижать вас с дочкой, я давно все понял. Я изменился. Поверь.
И поверила Дарья. Живут давно уже вместе, Павел не пьет, жену чуть ли не на руках носит, а дочка уехала, учится в институте. Оба счастливы, любовь она должна быть взаимной.
А поговорка-то оказалась не права. Вошла Дарья еще раз в ту же реку. Судьба она такая, еще и не это может выкинуть.