Мы с подружкой сидели в кафе. Я вырвалась на пол часика с работы и наконец-то нашла свободную жилетку, в которую можно было поплакаться. Нина была как раз тем человеком, который и пожалеет, и ободрит. Помочь, правда, не в её силах, но я хоть выговорилась.— Набрала себе работы выше крыши, по ночам «халтурю», на основном месте взяла дополнительную нагрузку. Вроде деньги должны были появиться, но все равно еле свожу концы с концами.— А твой бывший не помогает? — О чём ты говоришь?! — отмахнулась я. — Он и когда мы были женаты не перерабатывал, а теперь даже забыл, когда у его сына день рождения!
— Андрюшка скучает?
— Не то слово! Не могу же я объяснить маленькому ребёнку, что его папа — негодяй и изменник! Когда уходил, забрал даже те подарки, которые мне дарил до свадьбы!
Нина нахмурилась, аккуратно мешая сахар в кофе. Кафешка была крошечной, столики стояли впритык, так что шевелить руками приходилось с оглядкой. Когда мы только пришли, я вешала на спинку стула пальто и чуть не угодила локтем в глаз мужчине за соседним столиком.
— У тебя такой уставший вид, — сочувственно сказала подруга, — тебе надо отдохнуть, хоть пару дней. Работаешь на износ!
— Какой там отдых… Кредит за бытовую технику возвращать. Когда я его брала, разве думала, что придётся выплачивать одной, без мужа? Я стала такой нервной, срываюсь по пустякам, на ребёнка недавно ни за что накричала и сама расплакалась.
— Я же говорю — это от усталости. У тебя жизнь — сплошной стресс, отдых нужен как воздух. Уехать куда-нибудь, развеяться, забыть о своих проблемах.
— Ой, Нина, знала бы ты, как я об этом мечтаю! Недавно даже прикинула: чтобы отдохнуть в горах пару дней, хватило бы ста долларов. Всегда мечтала покататься на лыжах. Но где их найти, эти сто долларов?!
Я глянула на часы и вскочила:
— Ой, мне уже пора! Спасибо, что выслушала, чуточку полегчало!
— Если бы я могла тебе помочь…
— Ты и так помогла: выслушала, — улыбнулась я подруге. — Мне больше не с кем поделиться. Мама и та ворчит: мол, зря мужа выгнала, он хоть и негодник, но за него надо было держаться. Ладно, пока!
Мы поцеловались на прощание, и я заторопилась в сторону метро. Неожиданно услышала за спиной:
— Девушка, стойте!
Я обернулась: ко мне спешил тот самый мужчина, который сидел за соседним столиком. Поравнявшись со мной, он сунул мне в руку какую-то бумажку:
— Держите. Отправляйтесь в горы!
У меня на ладони лежала купюра в сто долларов. Сначала я перепугалась:
— Вы что, сумасшедший?!
Он покачал головой:
— Нет. Просто вам нужна помощь, и я её оказываю. Отдаю долг.
— Вы мне ничего не должны! Я вас вообще впервые вижу! Что вы хотите за эти деньги? — занервничала я.
— Не бойтесь. — Мужчина засмеялся. — Я даю вам их просто так. Хотя нет: хочу, чтобы вы в ответ выслушали мою историю. Она короткая, много времени не займёт. Зато вы поймёте, почему я так поступаю…
Олег Викторович (так его звали) лет пятнадцать назад оказался в буквальном смысле слова на улице. Сначала были неполадки в бизнесе, затем разбил в аварии машину, а потом его супруга подала на развод и отсудила себе квартиру!
— Какое-то время я жил у друзей, — рассказывал он, — но рано или поздно каждый из них, стесняясь, просил съехать. Оно и понятно: кто станет терпеть чужого человека в доме? Я не сдавался: выполнял любую работу, искал способ вновь закрутить бизнес, но для этого нужен был хоть небольшой стартовый капитал. А где его взять? В ту пору я почти все время ночевал на вокзале. И однажды, сидя в зале ожидания, разговорился с одним мужиком.
Олег Викторович рассказал незнакомцу о своих бедах. В ответ мужчина… вынул из портмоне сто долларов и сказал ему:
— Берите. Не отказывайтесь: я возвращаю свой долг. И дайте мне слово, что когда-нибудь вы тоже поможете кому-то, кто попадёт в трудную ситуацию. Со мной ведь тоже так было… Полученная от случайного знакомого «сотка» когда-то круто изменила мою жизнь. Берите-берите.
— Деньги меня спасли, — продолжил Олег Викторович. — Надеюсь, они вам тоже принесут счастье. Только помните: в своё время вам надо будет вернуть этот долг — тому, кому нужна будет помощь.
Странный мужчина попрощался и ушёл. Я даже не сообразила его поблагодарить…
Я все мяла деньги в руке, не веря своему счастью. Подошла в банк: оказалось, что купюра настоящая, не фальшивая. Неужели бывают такие чудеса?!
В тот же день я взяла на работе отпуск (начальница ворчала, что не вовремя, но я настояла на своём). Оставила сына на недельку со своей мамой и рванула в горы — в те самые горы, о которых я так долго мечтала!
Это было потрясающе! Кроме того, что я действительно отдохнула, наверное, впервые в жизни по-человечески, неожиданно для себя завела и полезные знакомства.
Интересная дама средних лет, с которой мы частенько поднимались на подъёмнике, от нечего делать заговорила со мной. Слово за слово выяснилось, что в её компанию нужен сотрудник моей квалификации. Мы договорились встретиться после отдыха. Уж не знаю, чем это объяснить, но с того дня, как Олег Викторович вложил мне в ладонь сто долларов, в моей жизни наступила светлая полоса. Сынишка рос, конфликты с мамой поутихли, а через год я нашла мужчину, который стал мне отличным мужем, а моему Андрюшке — замечательным отцом…
Иногда я вспоминала Олега Викторовича: где он, что с ним? Разумеется, я помнила о том, что должна вернуть долг. И однажды мне представился такой случай.
Я стояла на остановке, пряталась от дождя под навесом. Рядом какой-то парнишка говорил по телефону:
— Мамуль, да не убивайся ты так. У меня все нормально. Ага, и мясо ем через день… Комнату нормальную дали, скоро сессия. Ну конечно, сдам, я же не напрасно золотую медаль в школе получил.
Он закончил разговор и тут же набрал другой номер:
— Андрюх, тут такие дела… В общем, можешь мне денег одолжить? Да нет, все нормально, просто со стипендии слетел. Как-как, вот так! Да нет, я все знал, просто препод, скотина, к моей девчонке под юбку лез, вот мне и пришлось… того… по- мужски с ним поговорить. А он меня завалил. Теперь из общаги выгоняют. Да нет, работу я себе уже нашёл, как раз по ночам, чтобы на пары ходить. Спасибо, выручил! Ой, а ты не можешь меня подвезти? Понимаешь, у меня денег на автобус нет…
Парень закончил свои переговоры и сунул телефон в карман. Он стал смотреть вдаль, кусая губы, видимо, изо всех сил стараясь не заплакать. Я раскрыла сумочку, достала купюру и подошла к нему:
— Молодой человек, это вам! Нет, мы не знакомы, и возвращать деньги надо будет не мне, а кому-то другому. Вы не нервничайте, это не развод и не обман. Вот послушайте, что я вам расскажу. Несколько лет назад я сидела с подругой в кафе…